29 февраля: Касьян и Кащей

Родиться в день святого Касьяна - 29 февраля - в некоторых деревенских повериях считалось дурным знаком. Суеверные родители иногда даже скрывали рождение ребенка, предпочитая заявить о появлении нового человека 1 марта - в первый день весны. Последний день високосной зимы грозил рожденному в этот день несчастливой судьбой и множеством испытаний. Почему же 29 февраля обрело столь странную неблагоприятную славу?

Издавна праздники нового года и новой жизни доисторические племена и древние цивилизации "привязывали" к началу весны - к обновлению природы, началу изменений в окружающем мире, "оттаиванию" всего и вся, "оживлению" растений, животных и мира вокруг. Естественно, что и жизненный, и годовой круг древние жрецы предпочитали отсчитывать от момента рождения, то есть от весны. Смена времен года и начало новго года сопровождали мистерии и ритуалы, смысл которых был в проводе старого и появлению нового, в глобальном философском обощении - в торжестве жизни над смертью. Молодое сменяет старое, рождающийся год продолжает круг времен и обещает непрерывность жизни на земле.

В дохристиански верованиях славян, которые возможно представить себе сейчас лишь по отдельным фрагментам и собственно христианским источникам (посвященным борьбе с язычеством), сложно определить, какое из божеств пантеона отвечало за смену времен года. Напрашивающаяся фонетическая ассоциация с именем Касьяна - Кащей. И действительно, большое число черт народных представлений о святом Касьяне вполне коррелирует с характером и обликом Кащея.
Кащей чаще представляется нам как сказочный персонаж - похититель девушек и воплощение смерти, заключенной в некий материальный предмет, отдельный от основного тела и хорошо спрятанный. Несомненно, некогда Кащей (причем имя произносится и пишется в том числе и как Кощей) был важной частью мифологических представлений о мире и соотносился с понятиями смерти и некоего загробного царства, в котором он являлся правителем.

Атрибуты Кащея, как влиятельной царской персоны - корона, ключи от сундука с сокровищами, дворец, наличие челяди и прислуги. Характерные черты личности Кащея - жадность и скупость (Классическое пушкинское "Над златом чахнет"), злоба, конфликтность. Внешность Кащея - дряхлый старик, очень худой, сутулый. Конец сказок о Кащее всегда один - чары разрушены, красавица-девица освобождена, земля зеленеет и расцветает, птички поют, солнышко пригревает. Символически это ни что иное, как конец зимы - начало весны.

Христианизация славянских земель повлекла за собой интересное явление совмещения и замещения языческого пантеона новыми христианскими святыми с сохранением атрибутики, функций и символизма старых языческих богов. В большинстве народных баек и историй о популярных святых можно увидеть следы наложения христианства на крепкую языческую веру. Не стал исключением и Кащей. Вероятно, дополнительным фактором, очень способствовавшим слиянию образа Кащея с христианским святым Касьяном стало совпадение фонетики и временная близость именин Касьяна к древним ритуалам праздников окончания зимы.

Христианский Кассиан Римлянин не имеет ничего общего с расхожим представлениям о святом Касьяне. Зато в сравнении Касьяна и Кащея всплывает множество параллелей и совпадений. Касьян - дряхлый старик, с ключами в руках (по некоторым апокрифам - ключи эти от дверей ада), строгий, суровый (причем строгость и суровость граничат со злобой), конфликтный. В отличие от Кащея он не отмечен в интересе к девушкам, но это можно списать на общее подавление сексуальности, свойственное христианству в целом и православию особенно. Касьян лишен царской атрибутики (и это понятно), но он сохранил очень важную смысловую связь с понятием смерти и процессом перехода души в загробный мир.

Дополнительный мистический компонент в представления о Касьяне внесла, конечно, и собственно дата 29 февраля. Календарная поправка календаря к вращению вокруг солнца, производимая раз в четыре года, придала дню Касьяна особый акцент. А в особенный день мы волей-неволей ожидаем чего-то особенного. То, что это особенное связалось ассоциативно с негативным восприятием Кащея-Касьяна - историко-культурная традиция, присущая определенной этнической и географической группе людей, и не более. В частности, во многих западных странах распространено принципиально иное поверие: 29 февраля считается днем святого Освальда и в этот день женщина может сделать предложение мужчине.

Високосный день 29 февраля - такой, каким мы его видим. Грядущий год обещает нам этот особенный день, и только от нас зависит, проведем ли мы его в страхе перед грозным стариком или будем радоваться новому дню, новому году и наступающей новой весне.


Анна Вещагина, 2011, специально для портала Семь золотых рыбок
Все о 29 февраля

Следующая страница: Итальянское вино на праздничном столе