И творчество, и ремесло.
Мы переживаем сейчас небывалый интерес к живописи, такого обилия изобразительной продукции в нашей истории, пожалуй, не наблюдалось. Живописью заполнено все. Ее экспонируют на бесчисленных выставках, показывают по телевидению, о ней говорят по радио и пишут в журналах, ее продают на улицах и аукционах.
Живопись на любой вкус, от самого непритязательного до предельно утонченного, и в то же время в массе своей несущая печать общую, печать времени-неверия, разрушения, отрицания и коммерции. Появление бесчисленных неформальных групп и объединений изобразительного искусства напоминает ситуацию в современной музыке с ее обилием скоропалительных и одинаково незапоминающихся ансамблей.
Стремительно растущий спрос на подобное искусство, а также кажущаяся легкость достижения цели и известности, желание самоутверждения привлекают к движению огромную массу непрофессионалов. Не подкрепленное подлинной духовной культурой и настоящими знаниями хотя бы основ своей профессии, это движение привело к небывалому расцвету воинствующего дилетантизма. Огромная масса поделок с потугой на особую глубину и философичность претендует на последнее слово в живописи, грозя похоронить то действительно интересное и достойное в живописном отношении, что есть в новой волне русского авангарда.
«Любители искусства», перепуганные тем, что в свое время не признали Гогена, Ван Гога, Модильяни, боятся упустить шанс и видят одежды короля там, где их нет, принимают на всякий случай все, вплоть до абсурда и надувательства, вроде кучи мусора с этикеткой на полу выставочного зала.
Все это говорит о том, что мы имеем дело с невиданным всплеском массового искусства, легкодоступного и неглубокого. Вам известно слово «графоман» — бесталанный человек, одержимый манией писательства. Подобное встречается и в изобразительном искусстве. Сейчас каждый может назвать себя художником. И все бы ничего, но, к сожалению, это не так безобидно, как кажется.
Беспокоит не сам факт появления плохой живописи, мало ли было неважных и ходульных произведений во всех живописных школах, беспокоит агрессивное отрицание профессиональной грамоты, потеря художественного вкуса и мастерства. Качеств, без которых любое произведение искусства несостоятельно. К тому же все это преподносится под лозунгом — творчество и художественное образование несовместимы. Опасное заблуждение, которое поломает судьбы многих, погнавшихся за легким успехом. В такой ситуации вопрос о художественной школе, на мой взгляд, приобретает особую остроту и актуальность.
Существующее мнение, что одаренному человеку учение не обязательно, а подчас и вредно, грозит потерей самобытности,— глубоко ошибочно. Это положение играет большую роль в расцветшей на наших глазах философии непрофессионализма.
Ремесло и творчество неразделимы, и то, и другое входит в высокое понятие — искусство. Понимание этой истины было и у мастеров прошлого, и у выдающихся мастеров новейшего времени: у Сурикова и Нестерова, Врубеля и Борисова-Мусатова, Матисса, Пикассо, Руссо и многих других художников, прошедших серьезную и основательную школу академического обучения, что не помешало становлению их творческих индивидуальностей. Усвоенные, осмысленные и переработанные знания лежат в основе их живописных систем.
Изобразительная грамота, закономерности построения формы универсальны и едины для всех систем, сколь бы субъективны они ни были. Понятия цветового тона, дополнительных цветов, контраста, ритма, гармонии, пятна и линии равно применимы и к древнерусской иконе, и к новейшей живописи. Даже самые рутинные, казенные учебные заведения давали эти общие знания и не могли помешать подлинному таланту.
Мне случайно удалось услышать по радио выступление молодого человека, жаловавшегося на судьбу ученика,которому все время запрещали творить, а говорили: «Ты учись, овладевай грамотой и ремеслом искусства, а когда все это изучишь, тогда и переходи к творчеству»,— и так во всех учебных заведениях, где он перебывал. Ему действительно не повезло. Но он не понял главного, не понял, что новое начинается с малого, с усвоения живописной грамоты, элементарных принципов построения образа и постепенно идет к раскрытию внутреннего состояния художника, его мировоззрения.
Творческое начало есть и в работах любителей, и, может быть, его там не меньше, для доказательства достаточно побывать на выставках народного искусства. Но в нашей статье разговор идет о профессиональном искусстве, и если уж начинающий художник встал на этот путь, то его надо пройти, чтобы получить от художественной школы все, что она может дать в области профессиональной грамоты, которая предполагает свободное и осмысленное владение всем комплексом изобразительных средств.
Когда мы говорим о творчестве в учебном заведении, то необходимо иметь в виду степень живописно-пластической свободы. В учебном задании она ограничена теми задачами, которые предполагается решить в конкретной постановке, и установками школы, но путь усвоения этих задач индивидуален и определяется способностями ученика и багажом накопленных знаний.
Существующее мнение, что творческая свобода — это возможность делать что хочу и как хочу, с полным пренебрежением к общим закономерностям построения изображения, явно несостоятельно, ибо абсолютной живописной свободы не бывает. Художник свободен только в границах той системы изображения, которую он исповедует. Рядом могут существовать другие системы, другие взгляды, не менее свободные и логичные, именно на этом и основано прекрасное многообразие искусства.
Найти себя и утвердить свое видение в искусстве — оправданное стремление художника. И здесь следует предостеречь начинающего, что искусственное придумывание своей манеры бесперспективно. Стиль художника проявляется естественно и органично, опираясь на его талант и по мере становления личности. Он возникает как самовыражение творца и человека и будет столь же неповторимым и самобытным, как и он сам.
Общая тенденция развития искусства в ХХ веке характеризуется появлением различных живописных направлений. Натюрмортная среда давала богатый простор для поисков и экспериментов в области формы, цвета, пространства. Натюрморт из жанра второстепенного превращается в жанр преобладающий, где полнее всего можно было заявить о своем творческом кредо.
Л. В. Мочалов, известный ленинградский искусствовед, дал точную характеристику этого жанра в современной живописи: «Собственно, подлинными героями натюрморта явились уже не вещи, пусть и говорящие о жизни людей. Подлинным героем натюрморта стал сам художник, его мировосприятие, мировидение, форма его контакта с действительностью». Сложность и философичность творческого натюрморта несоизмеримы с учебным, в котором решается узкий круг определенных задач, но так ли уж велико противопоставление?
Если в творческом натюрморте мы видим в первую очередь воплощенную в художественный образ мировоззренческую концепцию художника, овеществленную, зафиксированную на холсте мысль, биение сердца, философский мир художника, то в учебном задании можно говорить лишь о творческом начале, основанном на способностях начинающего художника, которыми он пользуется еще интуитивно.
Основная задача на начальной стадии обучения — поддержать ученика в его творческих устремлениях, сообразуясь с характером его дарования, помочь осознанно пользоваться своим талантом, направить его развитие в том направлении, где он наиболее полно этот дар реализует. Для достижения живописно-пластических задач нужен не только живописный дар, но и немалые знания и общая культура. Для выполнения подобных заданий нет общего рецепта, что и дает возможность проявиться творческому началу.
Путь раскрытия творческих способностей ученика идет от установки на творчество, реализации природных способностей, осмысления своего дара и возможностей и, наконец, приводит к личностному самовыражению в искусстве. Путь этот сложен и тернист. Справа подстерегает опасность школярства и ремесленничества, слева преждевременное, не основанное на подлинных знаниях и внутренней необходимости манерничание. И только грамотное сочетание учебных и творческих задач, постепенный и упорный труд в овладении мастерством и одновременное формирование себя как художника приведут к успеху.
Б. Шаманов, заслуженный художник РСФСР, 1990